Проза

Публицистика

     Увлечение Евгения Чирикова публицистикой началось еще в детстве, когда он, в 7-м классе гимназии стал редактором и активным сотрудником нелегального рукописного журнала. В студенческие годы, в период увлечения народничеством и активного участия в общественно-политической жизни, он стал заниматься этим профессионально.
     С 1885 года Е.Н. Чириков постоянно сотрудничает с прессой, пишет острые критические статьи, фельетоны и репортажи в газетах “Волжский вестник” (Казань), “Нижегородский листок” и “Волгарь” (Нижний Новгород), “Астраханский вестник” и “Астраханский листок” (Астрахань), “Самарский вестник” (Самара), входит в состав сотрудников газеты “Правда”.
     В 1898, 1900 и 1901 г. г. Чириков ведет в журнале “Жизнь” постоянный раздел “Провинциальные картинки”. Фельетоны этого журнала, а также газеты “Нижегородский листок”, с которым Чириков сотрудничал в 1896 году во время работы Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде, вошли в последствии в сборник “Тихий омут” (1910 г.) и составили отдельный том его собрания сочинений. В 1905 г. фельетоны Чирикова выходят в рубрике “Текущая жизнь” в только что созданном демократическом журнале “Правда” – прообразе будущей газеты “Правда”.
     В 1911 и 1912 г. Е.Н. Чириков вместе с А.В. Амфитеатровым и Н.П. Ашешовым ведет отдел фельетонов журнала “Современник” и печатается в рубрике “Заметки провинциала”.
     В 1914 г. Чириков ведет раздел “Провинциальные картинки” в журнале “Современный мир”. Критик Измайлов назвал фельетоны Е.Н.Чирикова “образцом талантливого провинциального обозрения” (А.Измайлов “Литературный портрет Е.Н. Чирикова”, кн. “Пестрые знамена”, М, 1913 г.). 

Драматургия

     Чириков с юных лет увлекался драматургией. Ещё в 1888 году, сидя в Нижегородском остроге, он с жадностью прочел Шекспира, Гёте и Шиллера, о чем говорят сделанные им в тюремной тетради выписки с примечаниями. В октябре 1900 года супруги Чириковы и Пешковы смотрели пьесу А.П. Чехова “Дядя Ваня” в Московском Художественном  Театре. Постановка потрясла писателя.  Под впечатлением от увиденного Чириков пишет свою первую пьесу “На дворе во флигеле”, а вскоре и вторую, “За славой”, ориентируясь на чеховскую традицию. Большую роль в становлении Чирикова как драматурга сыграл Максим Горький, помогая ему ценными советами и издавая его драматические произведения в издательстве “Знание”.
     С 1904 по 1909 г. в “Знании” были опубликованы пьесы “На дворе во флигеле”, “За славой”, написанные Чириковым в Минске, “Евреи”, “Иван Мироныч”, ”Талантливое семейство” и “Друзья гласности”, написанные в Нижнем Новгороде в 1903-1904 гг, “Мужики” и “Марья Ивановна”, написанные в Москве в 1905-1906 г.      Исключительный успех имела драма “Евреи”, написанная на злободневную тему еврейских погромов в Минске и Кишинёве весной 1903 года. Ввиду её революционного воздействия царская цензура запретила пьесу. Лишь в 1905 году, после того, как пьеса прошла с огромным успехом за рубежом (Германии, Австрии, Англии и США), её разрешили к постановке в России. Пьесу с огромным общественным резонансом ставят театр Корша в Москве и Новый театр в Петербурге. В эти годы писатель тесно связан с Московским Художественным театром, близко сходится с артистами: Качаловым, Москвиным, Книппер-Чеховой и другими. Частый гость в доме Чириковых Шаляпин. Чириков присутствует на репетициях своей пьесы “Иван Мироныч”, дорабатывает её с помощью Станиславского. Постановку пьесы осуществляет Владимир Немирович-Данченко и Лужский. Лужский же блестяще исполнил в ней главную роль. Первоначально Чириков назвал пьесу иронично “Новая жизнь”, но Чехов посоветовал ему изменить название.  
     Годы наивысшего расцвета и всемирного признания Чирикова как драматурга приходятся на 1907 – 1917 годы. Его пьесы ставят в Петербурге в Александринском и Новом театрах, в Москве в Московском Художественном и Малом театрах, в Киеве, Харькове, а также во многих театрах русской провинции, в том числе и в Нижегородском драматическом. В Нижнем пьесы Чирикова идут вплоть до 1919 года, в том числе запрещенная цензурой драма “Дом Кочергиных”. (Источник – Б.Беляков “Летопись Нижегородского-Горьковского Театра. 1798 – 1960. “ Горький, 1967).
     Известные режиссёры Орленев, Ходотов, Марджанов включают в репертуар своих гастролей такие пьесы Чирикова как “Евреи”, “Марья Ивановна”, “Лесные тайны”, “Колдунья”. В последней пьесе-сказке главную роль играла супруга автора Валентина Георгиевна Чирикова (театральный псевдоним Иолшина). Всего Е.Н.Чириковым было написано 16 пьес и одна сказка-мистерия “Красота ненаглядная”. Все они были в разные годы поставлены на сценероссийских и зарубежных театров.
     Недавно была обнаружена рукопись 17 пьесы Е.Н.Чирикова “Красный паяц и белая пьеретта”, написанная в эмиграции. В 2006 году она была впервые опубликована в Москве.

Детям

     Самое первое произведение Е.Н. Чирикова, с которым он вступил в литературу, было посвящено судьбе ребёнка. Это был рассказ “Рыжий”, появившийся в газете “Волжский вестник” в январе 1886 года, сентиментальная история мальчугана, погибшего от холода и голода. После этого рассказа последовал целый ряд произведений о детях “Бродячий мальчик”, “Грешник”, “Gaudeamus igitur” и многие другие. Всё это свидетельствовало о том, что Е.Н.Чириков намеревался стать детским писателем. Но судьба сложилась по-другому.
     "Детские герои Чирикова – это те, чьи протесты всегда отчетливы, чье возмущение несправедливостью всегда рьяно, чьё недовольство окружающим миром пусть и проявляется зачастую наивно и нелепо, но всегда закончено и последовательно. Лучшие рассказы Чирикова о детях, несомненно, могут быть поставлены в один ряд с чеховскими “Ванькой Жуковым”, “Степью”, “Детворой”, короленковской повестью “В дурном обществе”, рассказом Д.В. Григоровича “Гуттаперчевый мальчик”, детскими произведениями А.И. Куприна, И.С.Шмелева и других писателей конца 19 – начала 20 века" (д.ф.н. М.В.Михайлова, МГУ, из предисловия к академическому изданию произведений Е.Н.Чирикова “Зверь из бездны”,2000 г., стр.5 - 6).
     "Рассказы Е.Н. Чирикова для детей художественны, социальны и отличаются глубоким пониманием психологии ребенка, воспитывают в нем доброту и сострадание к ближнему, а сказки развивают фантазию. “Сказки Чирикова  будут читаться детьми с увлечением. Они дают ряд ярких, красивых образов и фантастических положений, целый мир богатой фантазии открывается перед ребенкоми вносит творческий элемент в его повседневную обстановку…” (Из рецензии на книгу Е.Н. Чирикова “В царстве сказок” (Приключения маленького путешественника), ж. “Современный мир”, № 11, 1910 г., стр. 167).
     Неслучайно детские произведения Чирикова в начале 20 века вошли в учебную программу для российских гимназий. В 2002 году рассказы и сказки Е.Н. Чирикова вновь вернулись в школьные хрестоматии.
     В 2021 году на основе рассказа Е.Н. Чирикова анимационная студия "Пчела" создала мультфильм "Хаврюша".

Кинематограф

     Поначалу Чириков, как и многие деятели театра, не воспринимал кинематограф как искусство, считая его даже в чем-то постыдным. Но более близкое знакомство с зарождающимся кино в России, Ханжонковым, первыми кинематографистами заинтересовало его. К привлечению в кино настоящих писателей, способных создать серьезные сценарии,  стремились и сами кинематографисты.
     В 1913 году газета “Биржевые новости” писала о том, как заманили в кинематограф русских писателей. Решили заснять сцены зимней охоты: ”сговор, привал, стойку, загон, возвращение и т.д.” На роли охотников пригласили Федора Сологуба, Аркадия Аверченко, Евгения Чирикова, Тэффи и некоторых других писателей. Февральским вечером отправились поездом в Тосно под Петербургом. Съемки прошли успешно, но главное – они дали писателям возможность на себе испытать кухню кино и окунуться в технологический и творческий процесс на съемочной площадке.
     Уже в 1915 году  на киностудии Ханжонкова выходит первый художественный фильм по сценарию Е.Н. Чирикова “Любовь статского советника”. В главной роли – известная балерина Большого театра Вера Коралли. Премьера успешно прошла 10 ноября в собственном кинема-театре на Триумфальной площади в Петербурге и в единственном аристократическом салонном электротеатре “Селект” на Большой Дмитровке в Москве.
     Газета “Обозрение театров” (№ 2963 от 13 ноября 1915 года) писала: “Чирикова у нас любят за его незлобливый юмор. И в таких тонах написана “пьеса для экрана” – “Любовь статского советника”. Писатель хорошо знает быт русского чиновничества, и потому вполне понятно, что он дал верный образ выведенного им на экране статского советника. Картина смотрится с интересом и оставляет приятное впечатление.”  
     После удачного дебюта Чириков не раз обращался к кинематографу, в том числе и в эмиграции. Наиболее значительными из сохранившихся кинолент эпохи немого кино стали два фильма “В их крови мы неповинны” (переложение Чириковым на язык кинематографа его пьесы “Евреи”) в 1917 году и масштабная картина “Девьи горы. Легенда об антихристе” в 1918 году. Фильм “В их крови мы неповинны” о еврейских погромах в Киеве и Кишиневе, так же как и в свое время пьеса, вызвал широкий общественный резонанс. В восторженных рецензиях звучали призывы к совести, духовному очищению и национальному примирению. Особенно бурный успех и интерес вызвал этот фильм в Кишиневе, где и проходили эти страшные события.  
     Фильм “Легенда об антихристе ”, сценарий к которому создан Чириковым по мотивам написанной им ранее легенды ”Девьи горы”, вышел в бурное революционное время. Он считается одним из лучших фильмов того времени как благодаря замыслу и постановке, так и благодаря великолепной режиссерской работе известного режиссера и актера А. Санина и актерской работе артистов Московского художественного театра, которым по просьбе Чирикова Станиславский разрешил сниматься в кино (чего он никогда не делал ранее). Кинокартина сочетала в своей стилистике дух русской иконописи и живописи М.В. Нестерова. Фильм, несмотря на свою значительность, продержался на экране недолго. Политики увидели в образе Сатаны Ленина и запретили картину. А.В. Луначарский вынужден был извиниться перед создателями фильма: “Я искренне жалею об этом, т.к. с художественной стороны картина доставляет огромное удовольствие и является настоящим достижением. Это, безусловно, самая роскошная и художественная постановка, какие имеются в области русского производства фильмов” (источник “А.В. Луначарский о кино”, М., 1965, стр. 258).

Общественная деятельность

     Е.Н. Чириков родился 24 июля (5 августа) 1864 г. в Казани. Вспоминая свое детство, он писал: «В старших классах гимназии у моей «любви» появилась опасная соперница. Имя ее – Революция. 1875-1883 годы прошли под сильным влиянием идей народничества в его различных стадиях от бунтарско-коммунистического с его хождением в народ, с «Черным переделом», «Землей и волей», потом народовольческого с его «Народной волей» и террором.» Еще гимназистом Чириков прочитал массу запрещенной литературы и тесно общался с революционно настроенным студенчеством. Прятал нелегальную литературу, сторожил заседания тайных кружков, с гордостью называя себя «социалистом». После окончания гимназии в 1883 г. Евгений Чириков поступил в Казанский университет на юридический факультет, а через год перевелся на математический по разряду естественных наук.
     4 декабря 1887 г. студент 4-го курса Чириков был арестован, как один из главных организаторов студенческой сходки – акции протеста казанских студентов против Указа Делянова, известного как «Указ о кухаркиных детях», запрещавшего учебу в гимназиях и университетах детей недворянского происхождения. После подавления волнений был исключен из Казанского университета и выслан в Нижний Новгород без права проживания в университетских городах. Здесь за публичное чтение сочиненной им антимонархической «Оды императору Александру III» его повторно арестовали, и несколько месяцев Чириков провел в нижегородской тюрьме.
     По решению суда Чирикова сослали на три года в Царицын. Здесь он познакомился с Алексеем Пешковым. Вскоре Чирикова отправили в Астрахань отбывать оставшийся срок ссылки. Там он тесно общался и сотрудничал с Н.Г. Чернышевским.
     В начале 1892 г. Чириков вновь был арестован, перевезен в Казань и проходил по делу молодых последователей «Народной воли». Его осудили за укрывательство народовольца М.В. Сабунаева и поместили на четыре месяца в казанскую тюрьму. После освобождения ему разрешили проживать в Казани при условии «жить без вмешательства в политику».
     В Казани он женился на родной сестре известного марксиста Михаила Григорьева Валентине Григорьевой. Михаил Григорьев был одним из основателей первого марксистского кружка в Нижнем Новгороде и марксистских организаций в Самаре. В 1894 году Михаил Григорьев приглашает Чирикова издавать в Самаре первую легальную марксистскую газету «Самарский вестник». Чириков вошел в состав ее редакционной коллегии. Печатает политические статьи и фельетоны.
     В 1895 г. Чириков перебрался в Минск, где участвует в создании публичной библиотеки и Общества любителей изящных искусств. Широкий общественный резонанс в этот период вызвали его повести «Инвалиды» и «Чужестранцы», рассказ «В отставку», в которых писатель отразил психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским.  
     Героями его прозы становятся «бывшие студенты», исключенные из университета за «политику», побывавшие в ссылке.  
     В журнале «Жизнь» в 1898 г. писатель вел постоянный раздел «Провинциальные картинки». В них удачно сочетались знание уездной жизни, наблюдательность и авторская ирония. Для многих начинающих журналистов они стали «образцом провинциального обозрения». С этого времени за Чириковым прочно утвердилась репутация писателя-общественника демократического направления с активной жизненной позицией, выступающего на стороне «униженных и оскорбленных».
     Революционные события 1905 года в России оказали на творчество Чирикова значительное влияние, вызвали к жизни ряд газетных и журнальных статей, очерк «В сахарном королевстве», повесть «Мятежники» (1905), его «общественные драмы». Сам же ход революционных событий, в которых писатель принял непосредственное участие как член Всероссийского Крестьянского союза, развеял последние иллюзии бывшего народника, испытавшего затем увлечение марксистскими идеями, заставил его отказаться от поддержки крайних политических сил. «Я почувствовал, что революция 1905 г. и все сопутствующие ей события как бы переломили мою жизнь пополам», –вспоминал позднее Чириков. Осознав опасность радикализма, писатель в дальнейшем стремился противостоять насилию в любых его проявлениях.
     «Общественная драма» «Мужики» («картины деревенской жизни») была написана в сентябре-октябре 1905 г. по горячим следам крестьянских волнений в Черниговской губернии. Ознакомившись с фактами на месте, выступив на судебном процессе в защиту крестьян, громивших сахарный завод братьев Терещенко, Чириков создал пьесу, в которой современники ощутили живое дыхание недавних событий. Вслед за М.Горьким и Л.Н. Андреевым Чириков в «Мужиках» поставил злободневный вопрос о судьбах русской интеллигенции в революции. Стремясь отобразить эпоху в ее исторической конкретности, Чириков своим произведением иллюстрировал тезис: между народом и интеллигенцией лежит пропасть недопонимания.
     В марте 1906 г. Чириков был арестован за участие в съезде Всероссийского Крестьянского союза. После освобождения на него было совершено покушение черносотенцами. Писатель некоторое время скрывался в Финляндии, а в 1907 г. поселился в Петербурге.
     В 1907 г. из-за идейных расхождений с М. Горьким Чириков принял решение уйти из издательства «Знание» и отошел от активной политической деятельности.  При этом он внимательно следил за тем, что происходит в России, и старался по отношению ко всем событиям быть максимально честным и объективным.
     «Искренность с другими и самим собой, это главное, если хочешь сохранить свою душу до конца. Всякая ложь, как ржавчина, оставляет след на душе и лгущий и пребывающий в сфере лжи, личной или общественной, изнашивается духом и превращается в “живой труп”», – писал Чириков в ноябре 1911 г. А.Ю. Анненскому.
     В октябре 1912 г. Чириков по заданию газеты «Киевская мысль» отправился в Болгарию и освещал события Второй Балканской войны. В период Первой мировой войны Чириков как военный корреспондент газеты «Русское слово» был приписан к передвижному санитарному отряду. Его корреспонденции (1914–1915) вошли в книгу рассказов и очерков «Эхо войны».
     Чириков приветствовал Февральскую революцию, но резко осудил последовавшие после Октября действия новой власти. Его публичные выступления и газетные статьи были направлены против подавления демократии и жестокости большевистского террора. Изгнание стало для него единственным возможным спасением от гибели.  
     В 1918 г. Чириков перебрался в Крым. В ноябре 1920 г. он выехал из Севастополя в Константинополь, в начале 1921 г. прибыл в Софию, в конце сентября приехал в Чехословакию и поселился в Праге. Там он продолжил свою общественную деятельность.
    Вместе с писателем Вас. И. Немировичем-Данченко Чириков возглавил русскую колонию, был первым председателем правления Комитета по улучшению быта русских писателей и журналистов, проживающих в Чехословакии, а также постоянным членом правления «Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике». Он регулярно выступал с лекциями в Праге и Белграде. На съезде Союза русских писателей и журналистов за рубежом (сентябрь 1928 г., Белград) король сербов, хорватов и словенцев Александр I наградил Чирикова орденом Святого Саввы 2-ойстепени.
     В Чехословакии Чириков регулярно публиковал фельетоны на злободневные общественные и политические темы. Его роман о Гражданской войне «Зверь из бездны» вызвал бурную полемику в общественных и политических кругах. Роман о судьбах двух братьев в кровавых перипетиях гражданской войны, которая разрушила родственные связи, перевернула все представления об общечеловеческих ценностях, вызвал нападки на писателя и слева, и справа. «Моя муза оказалась между двумя огнями: белым и красным, и оба жгутся. Искренность и правда в этот исторический момент гонима обеими сторонами», – писал он по завершении романа юристу Н.С.Каринскому в мае 1923 г.
     В 1928 г. Чириков завершил работу над рукописью воспоминаний «На путях жизни и творчества». В них он отразил те события в своей биографии, которые были связаны «с духом социального творчества эпохи».
     Е.Н. Чириков скончался 18 января 1932 г. в Праге. В числе провожавших в последний путь писателя-общественника были официальные представители русских и чешских общественных организаций. Чехословацкое правительство представлял министр Карл Крамарж. Министр иностранных дел Эдвард Бенеш прислал вдове писателя письмо с соболезнованиями.
     Е.Н. Чириков похоронен на Ольшанском кладбище у храма Успения Пресвятой Богородицы рядом с другими видными политическими и общественными деятелями России, оказавшимися в изгнании.

На главную

Контакты

ул. Львовская, 1В
Нижний Новгород, Россия

Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

contact@chirikov-museum.ru